Счастливы ли дети?
Время от времени взрослые задумываются: наши дети счастливы? Что именно делает их счастливыми? И что мы, взрослые, можем сделать для этого прямо сейчас?
Чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, Фонд Тимченко и ученые из РАНХиГС и МГУ разработали особенный показатель — Индекс детского благополучия.
Этот сложный индекс рассчитывается на основе данных статистики и ответов детей на 18 вопросов о разных сферах жизни.
Для расчета Индекса детского благополучия в 2022 году был проведен большой опрос среди детей от 10 до 17 лет.
Дети выражали свое мнение о занятиях спортом, уроках в школе, отношениях с друзьями и родителями, своих достижениях. Их ответы были проанализированы совместно со статистическими данными, в результате чего был рассчитан Индекс по каждому региону и отдельным муниципалитетам внутри них.
Образование
У 9% опрошенных за год — пятерки по всем предметам. Итоговые двойки всего у 4%. А “хорошистов” и учеников с тройками одинаковое количество — по 42%. При этом только 62% детей нравится учиться и только 57% говорят, что им интересно на уроках.
Почти 48% опрошенных занимаются физической активностью вне школьных занятий, при этом лишь 33% ребят заняты в спортивных секциях. Среди мальчиков занятия в спортивных секциях распространено почти в 2 раза больше (43%), чем среди девочек (25%).
Здоровье
По собственным ощущениям, 10% считают, что имеют ограничения, связанные со здоровьем, еще 11 % затрудняются с ответом. Дети, живущие в городах, немного чаще говорят об ограничениях, чем дети из сел и деревень.
Мальчики болеют несколько реже, чем девочки. А проживающие в сельской местности болеют чаще, чем те, кто живет в городе.
Почти 48% опрошенных занимаются физической активностью вне школьных занятий, при этом лишь 33% ребят заняты в спортивных секциях. Среди мальчиков занятия в спортивных секциях распространено почти в 2 раза больше (43%), чем среди девочек (25%).
Материальное положение
Около 4% живут в семьях, где есть трудности с покупкой еды и одежды в достаточном количестве, причем этот показатель в 2023 году несколько снизился в сравнении с 2022 годом. 19% ответили, что в их семьях нет финансовых затруднений. Параллельный опрос родителей выявил, что взрослые оценивают финансовое положение семьи ниже, чем дети.
15% опрошенных сталкиваются с буллингом. При этом те, кто живет в финансово неблагополучных семьях, чаще сталкиваются с буллингом и насилием со стороны взрослых, учатся на “двойки” и не имеют друзей.
У 86% ребят есть личные книги, кроме учебников. У девушек собственные книги дома есть незначительно чаще, чем у юношей.
Безопасность
Лидером в рейтинге самых безопасных мест по ощущению детей является дом. “Абсолютно безопасно” дома чувствуют себя 85% опрошенных, в школе почти вдвое меньше, 45%. Полную безопасность на улице ощущают только 29% участников опроса.
И дома, и в школе, и на улице чувство безопасности у юношей выше, чем у девушек. Больше всего отличается ощущение безопасности на улице.
Социальные отношения
15% школьников сталкивались с буллингом, причем девушки сталкиваются с травлей незначительно чаще юношей, а дети младшего возраста ꟷ чаще подростков. Наибольшее число столкнувшихся с буллингом ꟷ среди тех, кто не имеет друзей (39%), среди столкнувшихся с насилием со стороны взрослых (45%) и среди детей, которые не могут доверять никому из взрослых.
Лишь 27% опрошенных могут назвать организации, которые помогают в трудных ситуациях. Чаще всего называют полицию, школьного психолога, МЧС, анонимную горячую линию или номер 112.
В сумме более 80% детей нравится место, в котором они живут. Также свыше 80% детей ответили, что у них есть близкие друзья, с которыми они могут поделиться личными секретами.
Самореализация
Около 55% верят, что добьются в жизни многого, и еще 31% “скорее согласны” с этим утверждением. 47% детей утверждают, что они гордятся своими достижениями, 18% говорят, что таких достижений у них нет, остальные затрудняются с ответом. Среди тех, кто не посещает дополнительных занятий, только 29% ответили, что имеют достижения.
На вопрос о том, довольны ли респонденты жизнью в целом, 51% ответили, что полностью довольны. Существенных отличий в ответах среди респондентов разного пола, возраста, мест проживания нет. Однако среди тех, кто считает себя одиноким, полностью довольны жизнью лишь 16%.
Что ещё влияет на счастье
Разговоры со взрослым
13% ребят назвали темы, на которые они хотели бы дополнительно поговорить со «слушающим взрослым». Среди них 18% хотели бы обсудить взаимоотношения с родителями, 9% ꟷ свое психологическое состояние и 8% подняли бы тему своей «нужности» окружающим людям.
Другие темы в группах
- Мальчики: об употреблении запрещенных веществ, об играх, о свободном времени, об удовлетворенности условиями жизни.
- Девочки: о счастье, о взаимоотношениях с учителями и родителями, о психологическом состоянии и суициде.
- Школьники 10-13 лет: о домашних питомцах, о друзьях, о своем будущем и о играх.
- Школьники 14-17 лет: о счастье и о психологическом состоянии.
- Жертвы буллинга: о дружбе.
- Приемные дети и дети из детских учреждений: о своем будущем.
- Сталкивающиеся с домашним насилием, как и те, кто учатся на двойки: о суициде и желании жить.
- Испытывающие материальные трудности: о свободном времени.
Одиночество
На ощущение одиночества у детей больше всего влияет то, прислушиваются ли к его мнению взрослые, повышение голоса в его сторону, применение со стороны взрослого физической силы. Не влияют занятия спортом, поездки за пределы региона/за границу и то, с кем он проживает.
Родители в своих ответах склонны преувеличивать значение позитивных характеристик жизни (отношение одноклассников, наличие близкого друга) и преуменьшать частоту негативных домашних практик (повышение голоса, применение силы, частота ссор). Наибольшая разница ꟷ в ответах крайне одиноких детей и их родителей относительно интереса к учебе, отношений с одноклассниками и домашней обстановки. Взрослые в разы недооценивают долю детей, часто чувствующих себя одинокими.
Интерес к школе
Большая часть тех, кто дал положительный ответ на вопрос “Нравится ли тебе учиться в школе?”, также положительно отвечает на вопросы о том, интересно ли ему на уроках и в школе, есть ли у него друзья, чувствует ли он себя безопасно, благополучна ли его семья в материальном плане. В то же время школьники, которым неинтересно учиться, имеют низкие оценки этих показателей благополучия.
Мальчики и девочки
В целом девочки учатся лучше мальчиков. Среди девочек ꟷ 11% отличниц, среди мальчиков ꟷ 6% отличников. С “тройками” учатся 39% девочек и 51% мальчиков.
Отличники
Учатся с “тройками”
С буллингом сталкивались 15% девочек и 15% мальчиков.
На вопрос о том, к кому они обратятся за советом по важному и сложному вопросу, вариант “родители” выбирают 73% юношей и 66% девушек.
Город и село
Детям в областных центрах и крупных городах меньше нравится учиться в школе.
Областные центры
Небольшие города
Деревня и села
В то же время ребята из сельских территорий реже посещают кружки и дополнительные занятия (кроме спортивных секций). Наибольшая разница ꟷ в занятиях иностранными языками: их посещают 12% детей в крупных городах, 9% в малых и средних городах и 3% в селах и деревнях. Не посещают никаких секций 32% сельских школьников, 29 % в малых и средних городах и 25% в крупных городах.
Возраст
Практически все параметры благополучия снижаются с возрастом: 16-17-летние ребята более критично относятся к себе, реже занимаются спортом, им меньше нравится учиться, чем детям в 10-11 лет.
Также с возрастом снижается удовлетворенность жизнью и местом проживания, уверенность детей в том, что они многого добьются и что у них есть достижения, которыми можно гордиться.
По некоторым параметрам связь с возрастом волнообразна: в 10 лет детям достаточно интересно в школе, в 13-14 лет интерес минимален, но к 16-17 годам он возвращается, хотя и не до прежних значений.